Режиссёр Андрей Грачёв рассказал о своём фильме «Бодибилдер» и месте актёра на съёмках
14 апреля героем нового выпуска цикла «Мастера театра и кино» стал известный режиссёр Андрей Грачёв. Он провёл мастер-класс в рамках образовательного проекта Региональной молодёжной Лаборатории театра и фольклора и Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП). Лекция транслировалась на портале «Культура.РФ» и на сайте folk-lab.ru.
В ходе мастер-класса Андрей Грачёв представил свой новый фильм «Бодибилдер», который уже вышел на экраны. «Никаких прототипов и реальной истории нет, в основе лежит абсолютный полёт фантазии. «Бодибилдер» – это симбиоз жанров: научной фантастики (речь о воздействии препаратов на головной мозг), детектива, войны, триллера, драмы», – отмечает режиссёр.
При этом «Бодибилдер» – не сугубо мужское кино, оно скорее для женской аудитории, считает Грачёв. Есть в нём и воспитательный момент, благодаря чему фильм «зайдёт» в молодёжной среде.
«Главную роль играет непрофессиональный актёр Денис Семенихин, атлет с бэкграундом блогера и телеведущего, поскольку среди профессионалов артиста с нужной внешностью, возрастом и харизмой не нашлось», – поясняет Андрей Грачёв.
Конечно же, за двадцать с лишним лет работы в кино Грачёв бессчётное количество раз пересекался на съёмках с актёрами – маститыми, начинающими, непрофессиональными. Поэтому и свою лекцию, исходя из наболевшего, он назвал «Режиссёр против актёров».
«Их много, а я один. И с каждым нужно найти общий язык, точки соприкосновения, иначе работа будет казённой. А глобальная ошибка многих актёров, независимо от их бэкграунда, – это видение только себя самого в материале. Он считает себя сотворцом, но это не так – всё придумано до него, у режиссёра уже сложился фильм в голове и осталось только его снять. Поэтому не надо спорить с режиссёром никогда, всё, что требуется от актёра, – сыграть в предлагаемых обстоятельствах. Громко, вовремя и наизусть», – объясняет свою позицию Андрей Грачёв.
Это не значит, что у актёра не остаётся свободы – но он должен искать её в пределах своей задачи, вести внутреннюю работу по вживанию в образ, считает режиссёр. «Бывает, конечно, что в процессе съёмок начинаешь что-то менять и ставишь перед актёром другую творческую задачу – потому что фильм всё-таки живёт своей жизнью, хотя и близкой к тексту», – добавляет он.
У Андрея Грачёва большой опыт работы в документальном и игровом кино, в том числе в жанрах докудрамы, комедии, детектива, а также real movie (как называет его сам автор). Спектр творческих интересов режиссёра очень широк: среди снятых им картин – социальная драма «Вера», комедии «Портной» и «Идеальная жена», документальные фильмы о силаче Иване Поддубном, лётчике Николае Гастелло, актёрах Евгении Евстигнееве и Спартаке Мишулине, царях, учёных, маньяках, нацистах… Всего более сотни кинолент.
Во время мастер-класса Грачёв рассказал о своей книге «Толерантность», которую написал по собственному сценарию, о режиссёрах, которые его вдохновляли. Поделился со зрителями, как и почему избрал именно эту профессию, хотя у него было два пути: идти по стопам бабушки и дедушки – известных врачей, или папы и мамы – радиожурналиста и телережиссёра.
Также Андрей Грачёв дал несколько ценных советов начинающим режиссёрам: быть коммуникабельными, изучать не только свою, но и смежные кинопрофессии, относиться ко всему с юмором и ничего не бояться, так как любая идея хороша, какой бы бредовой она поначалу ни казалась. Главное, по его словам, – постоянно расти, а сделать это можно только в процессе работы.
Беседу с Андреем Грачёвым провёл художественный руководитель Лаборатории театра и фольклора, актёр театра и кино Максим Линников (его вы также увидите в фильме «Бодибилдер»). Видеозапись мастер-класса можно посмотреть на странице проекта «Мастера театра и кино» сайта Лаборатории театра и фольклора.