Известный артист Василий Мищенко провёл мастер-класс в рамках проекта Региональной молодёжной Лаборатории театра и фольклора
20 ноября состоялась онлайн-трансляция очередной познавательной лекции из серии «Мастера театра и кино». Этот образовательный проект Региональная молодёжная Лаборатория театра и фольклора, созданная НФПП, запустила в мае 2021 года. Серию открытых уроков для студентов творческих вузов и тех, кто делает первые шаги в профессии, продолжил заслуженный артист РФ, актёр, режиссёр, продюсер и педагог Василий Мищенко.
Мастер-класс мэтра под названием «Не хлопочите лицом» набрал более 125 тысяч просмотров: тема оказалась актуальной для огромного количества зрителей. С самого начала лекция превратилась в интригующее практическое занятие. Василий Константинович задался вопросом, волнующим многих: почему артисты кино при слове «Мотор!» нередко теряются, превращаются в застывшие манекены и порой «запарывают» пробы? Как же этого избежать? В студии помимо ведущего цикла передач, художественного руководителя Лаборатории Максима Линникова и его гостя присутствовали студенты – будущие актёры. Вначале Мищенко поручил нескольким ребятам рассказать любимое стихотворение или историю, повлиявшую на их жизнь, – при этом камера должна была взять лица начинающих артистов крупным планом. Затем, глядя на запись с экрана, он подробно разобрал с каждым из них ошибки и дал немало ценных советов о том, как перестать бояться съёмочного процесса.
«Театр обладает только одним, общим планом, и воздействовать на зрителей на сцене мы можем посылом энергии, голосом, жестами, пластикой. В кино же, помимо общего, существуют ещё средний, крупный и супер-крупный планы. И актёр может прожить целую мизансцену одним лишь движением глаз: отведя их в сторону или опустив ресницы, например», – объясняет Василий Мищенко. При этом, отмечает он, нужно следить за тем, чтобы в кадре не было лишней, отвлекающей зрителя мимики – закусывания губ, полуоткрытого рта и так далее: «На крупном плане постарайтесь не болтаться, не моргать, вы должны держать меня своим рассказом, энергией. Камера считывает всё: как каменеет лицо, стекленеют глаза. Избавиться от этого можно только постоянной практикой, тренировками».
К пробам на роль мастер посоветовал подходить не формально, просто заучивая кусок текста. «Чем больше вопросов вы зададите себе: кто ваш герой, какова его предыстория, почему он так говорит – тем проще будет. Так вы нагружаете рюкзак роли на себя, и это поможет найти походку, жесты героя и так далее. У многих звёзд за произносимыми словами – пустота: актёр отдельно, текст отдельно. Помните, что первая работа может поставить крест на вашей карьере. Сейчас такое часто случается на телевидении: две серии покажут и всё, рейтинга нет, проект закрывают. Мишура убивает вас как актёров, убивает вашу душу: если вы не будете думать, сострадать, а только произносить голый текст, востребованность будет недолгой».
Детей и животных переиграть невозможно, считает Василий Мищенко, потому что они живут в кадре. Приводя примеры высшего актёрского пилотажа, он посоветовал студентам посмотреть пробы Алисы Фрейндлих для фильма «Сталкер», монолог Алексея Петренко в картине «20 дней без войны», где камера в течение десяти минут удерживает фокус на его лице, игру Владимира Заманского в киноленте «Проверка на дорогах».
Основа основ, по мнению героя передачи, это Станиславский. «Наблюдай жизнь – и всё, не нужно изобретать велосипед, – убеждён Мищенко. – Режиссёр часто тоже не знает ответов на ваши вопросы, нередко он даже не может выбирать актёров, потому что кино сегодня – продюсерский проект. Как играть, к примеру, Раскольникова? Мы же не можем пойти и поубивать полгорода. Состояние этого героя можно понаблюдать у психически больных: взгляд, как они ходят, говорят. Зрителя не должно касаться, из какого сора выросла роль, – это ваша работа».
Мищенко хорошо знает, о чём говорит: в его актёрской фильмографии более 115 картин, среди них – такие известные, как «Экипаж», «Солнечный удар», «Время собирать камни», сериалы «Оттепель», «Штрафбат», «Московские окна». Как режиссёр и продюсер он и сам снял более 15 многосерийных фильмов, а также поставил несколько спектаклей: «Пять вечеров» А. Володина, «А поутру они проснулись» В. Шукшина, «Любовь и голуби» В. Гуркина и другие. Почти 40 лет Василий Мищенко служил в театре «Современник», а сейчас передаёт опыт и знания студентам, преподавая актёрское мастерство в Институте театрального искусства им. И.Д. Кобзона, на курсах киностудии «Амедиа».
«Я люблю театр за то, что действие в нём происходит здесь и сейчас. Отмотать назад эпизод, как плёнку в кино, невозможно, и надо как-то выгребать, даже если что-то пошло не так… Каждый день у тебя разная психофизика, поэтому не бывает одинаковых спектаклей. Но, безусловно, надо постараться отсечь своё настроение, свои проблемы и существовать в обстоятельствах, которые диктует пьеса», – убеждён Мищенко.
Артист и педагог напомнил, что в профессии актёра нельзя быть слишком ранимым: выживают сильные, которые не дают себя обидеть. Также он рассказал об упражнении, которое широко используют в том числе голливудские актёры: это «разговор в три круга» – с самим собой, с партнёром и «галёркой», когда ты кричишь условное: «Эй, закройте там дверь!».
Несомненно, прошедшая лекция Василия Мищенко принесла ещё больше популярности полюбившемуся многим зрителям проекту «Мастера театра и кино».