#

Автор музыки к блокбастерам Иван Бурляев провёл мастер-класс в рамках проекта Лаборатории театра и фольклора

27 января на портале «Культура.РФ» и на сайте Региональной молодёжной Лаборатории театра и фольклора folk-lab.ru прошла онлайн-трансляция лекции одного из самых известных российских композиторов Ивана Бурляева.

Цикл лекций под названием «Мастера театра и кино» уже второй год проводится Национальным фондом поддержки правообладателей и знакомит студентов театральных вузов и молодых актёров с корифеями театра и кино.

Иван Бурляев – автор саундтреков к фильмам «Девятая рота», «Мы из будущего», «Притяжение», «Салют-7», «Т-34», «Текст», «Холоп», «Конёк-Горбунок» и многим другим. Трудно вспомнить российский блокбастер, в котором не звучала бы музыка, созданная Иваном. Кроме того, композитор ведёт активную общественную деятельность, в частности возглавляет Ассоциацию киномузыки Российского музыкального союза и Лабораторию киномузыки «REC».

Разговор Ивана Бурляева и Максима Линникова, художественного руководителя Лаборатории театра и фольклора, получился очень живым и информативным.

«Я – представитель кинодинастии, но так случилось, что с детства был «повёрнут» на музыке. Всегда хотел сочинять её, но меня отдали учиться игре на фортепиано. Я отучился, окончил Московскую государственную консерваторию имени Чайковского и продолжил писать музыку, – рассказал Иван. – Сначала ушёл в «попсу», но мне там стало тесно: куплет-припев, куплет-припев. И тут в 2000-х стал возрождаться кинематограф, а я его генетически чувствую, потому что с детства слушал взрослые разговоры и находился внутри процесса: считывал информационные пласты на уровне идеи, драматургии, смыслов, подсмыслов. Помню, даже в детском саду рассказывал ребятам, что свет приезжает на площадку на лихтвагене, звук – на тонвагене, а камера – на камервагене. И так в итоге я пришёл к кино».

По словам Бурляева, музыка к фильмам, спектаклям, видеоиграм, рекламе отличается тем, что должна помочь истории быть рассказанной: задать нужные эмоции, передать драматургию. При этом медиа-композиторы должны владеть практически всеми музыкальными жанрами.

«Академическая и поп-музыка существуют в сольном варианте, а мы должны быть игроками, членами команды. Сейчас, например, работаем над фильмом, где заняты восемь композиторов, и каждый вносит свою суперсилу в одну идею», – поясняет он.

С 2016 года композитор часто работает в связке с Дмитрием Носковым: четыре созданных при их участии блокбастера («Холоп», «Т-34», «Конёк-Горбунок» и «Притяжение») преодолели рубеж в один миллиард рублей сборов – при том, что в России таких фильмов насчитывается всего 17.

Отвечая на вопрос о том, как правильно писать музыку к кино, Иван Бурляев сказал, что она не должна быть пёстрой, эклектичной. Существует некое ядро – как правило, от 3 до 5 нот, на основе которых уже можно построить целые симфонии к фильму. «Я никогда не прошу заранее сценарий, потому что могу нафантазировать по-другому, и приступаю к процессу только после монтажного драфта, во время которого записываю для себя некую эмоциональную кардиограмму для создания музыки, – поделился композитор. – Я никогда не работаю на «отвали». Мне нужно нырнуть, погрузиться: есть только произведение и ты, мир в это время не существует. Главная похвала от зрителя для меня – это что фильм смотрится на одном дыхании».

Как правило, по словам Бурляева, музыка к фильму создаётся с нуля, хотя существуют редкие гении наподобие Тарантино, который сначала подбирает плей-лист, а потом снимает кино. Среди российских режиссёров он отметил Антона Мегердичева (фильм «Движение вверх»), который умеет работать с готовой продакшн-музыкой, «подружить» её с изображением. Но на это способен не каждый.

Зрителей интересовало также, в чём различие фоновой музыки и главного трека в кино. «Фоновая музыка, на мой взгляд, отличается тем, что она должна заходить тактично, через заднюю дверь, на цыпочках. И тихонько уйти. Не нужно накладывать немотивированные информационные пласты на зрителя, – убеждён композитор. – Очень часто бывает так: «О, здрасьте, я музыка!» А зритель такой: «Можно, я посмотрю то, что происходит?». В качестве примеров главного трека он привёл песни Селин Дион в «Титанике», «Порушки-Парани» в сказке «Конёк-Горбунок», которые задают основной эмоциональный тон в фильме, музыкальную тему, от которой можно «плясать» дальше.

При этом, отметил Бурляев, бывает, что фоновая музыка оказывается важнее главного трека. «Власть музыки огромна: может вытащить эпизодическую сцену как главную, хотя этого не должно быть. Или может изменить её настроение. Например, артист тебя заманил чем-то, а на самом деле сцена про другое. И молодёжь часто совершает эту ошибку: сделал акцент здесь, а на самом деле всё не так. Поэтому композитор должен задумываться о сверхзадаче сцены, глубинном смысле. И это наша главная аскеза. Я не музыку пишу, я фильм делаю». В целом же, по его словам, плохое кино не вытащишь никакой хорошей музыкой, можно также испортить классный фильм, не добавив к нему эмоций.

Гость студии рассказал и о том, как взаимодействуют композитор и режиссёр. «Всегда по-разному. Например, Клим Шипенко, с которым мы создали самый кассовый российский фильм «Холоп», полностью доверяется композитору, даёт право высказываться. Есть его абсолютный антипод Алексей Сидоров (боевик «Т-34»), который каждую ноту писал моими руками до полузвука, зная, чего хочет. Если его не устраивала хоть одна нота, он мог выкинуть трек из фильма. Это был диалог с очень умным человеком, художником-диктатором. С ним очень интересно работать, но на это нужно время. Александр Домогаров-младший («Пальма»), воспитанный на голливудских классиках и имеющий хорошее музыкальное образование, тоже знал, чего хочет, «закапывался» в каждую ноту», – вспоминал Иван Бурляев.

На вопрос – чем отличается технология написания музыки к фильмам в России и за рубежом, композитор ответил, что в нашей стране не уделяется должного внимания образованию в этом направлении и не развита инфраструктура. «Не хватает смежных профессий, как в Голливуде, где над музыкой к фильму работает около 30 профессионалов. Кинокомпозиция не преподается на государственном уровне, поэтому со следующего года в Академии имени Гнесиных мы планируем запустить первый курс такой магистратуры, – сообщил Бурляев. – Что касается инфраструктуры, то в стране сохранился только один зал записи киномузыки благодаря Шахназарову. Нужно реанимировать аналогичные залы на Ленфильме, Мосфильме».

Напоследок мастер резюмировал всё сказанное и дал три коротких совета начинающим кинокомпозиторам по поводу того, как стать успешным. «Первое – придушить в себе солиста при работе над фильмом. Второе – изучать драматургию, развивать вкус и чувство меры. И третье – много работать, не ожидая вдохновения», – сказал Иван Бурляев.

Полную видеозапись лекции можно посмотреть на сайте Лаборатории театра и фольклора folk-lab.ru. Напоминаем, что желающие всегда могут заранее зарегистрироваться на очередной мастер-класс, чтобы задать вопросы гостю студии. Следите за анонсами!

03.02.2022