Михаил Полицеймако преподал урок мастерства начинающим актёрам в рамках проекта Лаборатории театра и фольклора
23 декабря состоялся показ онлайн ещё одной познавательной лекции из образовательной серии «Мастера театра и кино» – проекта Региональной молодёжной Лаборатории театра и фольклора, созданной НФПП для развития и поддержки театрального искусства. На этот раз гостем студии стал известный российский актёр театра и кино, телеведущий Михаил Полицеймако.
Мастер-класс «Как полюбить свою роль» транслировался по традиции на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории. Тема оказалась актуальной для многих: трансляция набрала свыше 111 тысяч просмотров.
«Опыт – как туман, приходит и уходит, матёрый артист – это уже не артист, – с такого неожиданного высказывания, сразу зацепившего аудиторию, начал лекцию Михаил Полицеймако. – В нашей профессии главное – погружение в материал. Станиславский был прав, когда говорил, что, когда артист приступает к репетиции роли, он начинает учиться заново независимо от того, сколько лет он на сцене – 10, 20 или 40».
Артист привёл в пример случай из жизни своего деда, актёра Виталия Полицеймако, всю жизнь игравшего в БДТ. Ему было почти 50, он имел звание и премии, и тут в театр пришёл молодой худрук Георгий Товстоногов, который сказал: «Вы очень наигрываете, сейчас это немодно. Нужно быть естественным, идти от себя». Вначале Виталий Павлович очень обиделся, но потом, походив на репетиции к Товстоногову, понял, что тот имел в виду. И вскоре стал одним из лучших артистов новой труппы.
«Когда мне говорят, что я матёрый артист, я отвечаю: ребята, я просто больше вас ходил в атаку, – говорит потомственный актёр, сын звезды советского кинематографа Семёна Фарады и актрисы Марины Полицеймако. – Самая большая радость – нащупать в персонаже себя, чтобы твои эмоции совпадали с его эмоциями. Это и есть высшее актёрское счастье, а не как многие считают – слава, известность». Не думать про деньги сложно, продолжает Михаил, но они второстепенны, потому что актёрство – это образ жизни.
По его словам, сегодня в молодых артистах явно прослеживается циничность нашего времени. И отсутствие неповторимости: девочки выглядят как пластиковые куклы, делают одинаковые брови, губы. А в современной манере игры превалирует «тенденция тухлого рыбьего глаза»:
«Нет огня. А где глаз оленя, спасающегося от волка, где глаз бегущего за добычей волка? Когда меняется зрачок – это высший пилотаж, но только когда ты изображаешь это не специально, кривляясь, а когда оно само идёт изнутри», – убеждён Полицеймако. Проблема, на его взгляд, в том, что студенты делают то, что им говорят педагоги, но не стремятся сами проявлять инициативу, стержень, индивидуальность. Михаил вспомнил добрым словом своих преподавателей в РАТИ (ГИТИСе) – Алексея Блохина, Алексея Бородина, Ольгу Якушкину, ныне покойного Евгения Дворжецкого: «Они занимались каждым штучно и отставали только когда ты ленился».
«Если вы считаете, что педагоги мало вам дают, то поговорите с ними. Может, не они виноваты? – обратился к аудитории Михаил Полицеймако. – Играть нужно безудержно, пьяно, весело и на разрыв. Этого не хватает в нынешних актёрах. Я бы убрал все платные места, потому что это губит профессию. Сейчас совсем нет бесплатных мест для девочек. И где в итоге молодые Хаматова, Оболдина?».
Ведущий беседы, художественный руководитель Лаборатории театра и фольклора, актёр театра и кино Максим Линников зачитал гостю вопросы, поступившие от зрителей, заранее зарегистрировавшихся на сайте. На главный из них, давший название мастер-классу – как полюбить свою роль – Михаил ответил так:
– Прежде всего надо быть неутомимым, профессия должна стать образом жизни. Необходимо постоянно наблюдать за людьми и всё складывать себе в копилочку, чтобы использовать позже. Надо много работать, быть недовольным, искать, в чём ты хуже других, и любить не себя в искусстве, а само искусство и гордиться тем, что ты – в нём.
Говоря о театре, где приходится выходить в одной и той же роли на сцену много раз, Полицеймако посоветовал научиться самоповтору, но не повторяясь при этом, то есть каждый раз внося какие-то нюансы: «Одно микродвижение бровью – и увидишь уже другую реакцию партнёра. В итоге ты будешь играть этот же, но новый спектакль, и роль не надоедает».
Что касается своих работ, актёр ценит антрепризу «Приворотное зелье» и спектакль «Много шума из ничего», идущий в Театре на Малой Бронной (оба созданы Константином Богомоловым). А также современную постановку Олега Фомина «Доктор знает всё»:
«Там возникает такая энергетика при моём монологе, что я ощущаю себя как питон Каа, а зрители сидят как загипнотизированные бандерлоги. Тишина такая, что даже муха не пролетит, – рассказывает Михаил. – Надо учиться пробивать своей игрой даже тех, кто бескультурен и с телефоном селфится. А для этого нужно полюбить свою роль так, как любишь самого себя. И тогда поймёшь по людям в зале, что у тебя получилось».
Он не скрывает, что часто тоже бывает недоволен собой, не всегда внутренне готов к спектаклю. Погрузиться в роль, особенно в новую, незнакомую, ему помогает понимание логики – откуда взялся персонаж, почему пришёл к этой жизни и так себя ведёт. Затем нужно начинать пропускать его через себя. Две главные составляющие, по словам Полицеймако, это материал и партнёр.
«Если мы не любим и не понимаем друг друга, ничего не выйдет. Поэтому новые партнёры меня пугают всегда, – признаётся Михаил. – Если же речь о кино – важна линия, история персонажа, его изменение. В кино меньше волнуешься за партнёра, чем в театре».
На вопрос о предпочтении какого-либо жанра актёр ответил, что для него главное – чтобы режиссёр владел этим жанром. А мечта у него такая: сыграть Петруччо в «Укрощении строптивой», чего пока сделать не довелось.
Напомним, что в творческом багаже Михаила Полицеймако – долгие годы службы в Российском академическом молодёжном театре, более 80 фильмов и сериалов, съёмки на телевидении, участие в антрепризных постановках. Широкому зрителю он известен больше как комедийный актёр, тем интереснее было наблюдать его в роли серьёзного опытного наставника, чьи высказывания во время обучающего мастер-класса звучали порой неожиданно, но справедливо и мудро.
Каждая лекция образовательного проекта Лаборатории театра и фольклора становится уникальным событием: из этих бесед можно вынести немало полезного и интересного для себя – причём не только студентам творческих вузов и начинающим актёрам, но и обычным зрителям, интересующимся культурой и искусством. Цикл мастер-классов будет продолжен в новом году. Следите за анонсами!