#

Актёр Сергей Шнырёв поделился секретами успеха в рамках проекта «Мастера театра и кино»

25 марта на онлайн-платформах вышел очередной выпуск цикла «Мастера театра и кино» – совместного проекта Региональной молодёжной Лаборатории театра и фольклора и Национального фонда поддержки правообладателей (НФПП). Приглашённый в студию известный российский актёр Сергей Шнырёв прочёл лекцию «От Пушкина: “Над вымыслом слезами обольюсь…” – к Станиславскому: “А если бы…”».

Сергей Шнырёв всю жизнь играет в театре, но широкой публике он знаком по множеству фильмов и сериалов, в числе которых «Волшебный портрет», «Человек, который спас мир», «О чём говорят мужчины», «Морской патруль», «Водоворот», «Королева красоты», «Мушкетёры 20 лет спустя». В основном он снимается в детективах и криминальных лентах – вероятно потому, что ему очень хорошо удаются роли отрицательных героев. По мнению Сергея Шнырёва, они всегда интереснее. «Беда положительных ролей в том, что их часто выписывают одноклеточно. Но я считаю, что в каждом положительном герое есть отрицательное, и наоборот, – говорит актёр. – Не бывает всё однозначно. И ты ищешь, за что могут полюбить твой отрицательный персонаж – какую-то деталь, фразочку, которая поможет сделать его обаятельным, убедительным, ведь ему должны доверять».

На мастер-классе актёр рассказал о том, как сыграть злодея нешаблонно, стоит ли влюбляться в партнёршу по фильму, какова роль психосоматики в профессии и о многих других интересных вещах.

«Почему Пушкин? В этой фразе есть импульс к актёрскому мастерству: если ты можешь над каким-то вымыслом рыдать или смеяться, то значит, можешь сопереживать и сыграть что-то. Но об этом главном импульсе актёр часто забывает и думает о том, как исполнить роль. А надо сначала разжечь в себе творческий огонь, влюбиться в персонаж. Дальше к Станиславскому – от возвышенного к мастерству, ремеслу, реалистическому театру. А если бы… – объяснил название своей лекции Сергей Шнырёв. – Иногда замечаю, что пытаюсь перепрыгнуть свою личность, играть кого-то. Это неправильно, нужно всегда начинать с себя».

Но как же быть, если персонаж отрицательный, совершивший ряд дурных поступков? Если он делает неприемлемые вещи, которые идут вразрез с твоими внутренними принципами? Актёр отвечает на это так: «Да, ты не можешь убить человека или обидеть ребенка. Однако надо найти причины, которые могли бы побудить тебя это сделать. Поискать внутри – а если бы ты… Поместить себя в предлагаемые обстоятельства, дойти до черты, где ты сам лично преступаешь грань дозволенного. Для этого нужна смелость. Это опасно: мы знаем о судьбах некоторых артистов, которые тяжело выходили из таких ролей. Но потаённые уголки души – более интересное решение, чем когда ты просто наблюдаешь за кем-то, берёшь от него внешние проявления и в результате идёшь по банальному пути: герой должен быть противным, смотреть как-то так… Это будет лубок, неправда».

Внешнее поведение героя, по убеждению Сергея Шнырёва, уже должно стать следующим этапом, опирающимся на твою органику. Он рассказал о своём личном приёме, помогающем вжиться в роль: нужно быть очень внимательным к окружающему, к деталям, ходить, как по тонкому льду. Из этого вырастает техника актёрского мастерства: например, если не знаешь, как играть любовь, нужно просто смотреть человеку в глаза и концентрироваться, считая ресницы.

Из этого плавно вытекает ещё один вопрос: нужно ли влюбляться в партнёршу? В идеале – да, считает актёр. Но что делать, если она не нравится? Вспоминая об опыте съёмок в американском кино (психологическая драма «Молчащий»), Сергей Шнырёв рассказал, что вначале партнёрша не вызывала у него симпатии, а времени было очень мало – 28 дней. Но получилось так, что он начал восхищаться ею как высокопрофессиональной актрисой и вскоре влюбился в неё и как в женщину.

Зрителей мастер-класса интересовало: испытывает ли артист, за плечами которого огромный опыт, волнение на съёмках или на сцене? Шнырёв ответил, что в кино бывает лишь небольшое волнение – вдруг какая-то эмоциональная сцена не получится. А настоящий животный страх он периодически испытывает в театре: «Раз в год мне снится, что я забыл текст. Бывает ещё личный страх, что можешь “выпасть” из роли на мгновение, куда-то улететь – например, что-то отвлекло в зале, и не всегда успеваешь вернуться в ту же точку, не понимаешь, что нужно сейчас говорить. А сцена ревнива, как сказал Константин Райкин. Нужно быть здесь и сейчас, с партнёром».

Отвечая на вопрос о том, что ему нравится и не нравится в актёрской профессии, Сергей Шнырёв ответил: отрицательным моментом является воздействие на психику. «Начинаешь позволять себе в жизни то, что нормальный человек не позволяет. Например, в семейных отношениях – реагируешь слишком эмоционально, в других децибелах. Это издержки профессии. Стремишься быть чувственным, без кожи, тренируешься, но потом это переходит в обычную жизнь. Надо уметь выходить из роли, равновесие между жизнью и игрой и есть искусство. А нравится то, что актёрство – бесконечное путешествие, странствие, ведь уместить в одну жизнь столько, сколько может уместить артист, – это счастье, эйфория».

Он отметил также, что психосоматика очень влияет на физическое состояние: например, выходя больным на сцену, полностью выздоравливаешь на время. Выбирая между кино и театром, он предпочитает второе: «Всё дело в процессе. В кино он пунктирный, иногда это раздражает – не перегореть бы. А в театре ты играешь целую жизнь или её кусок, не прерываясь. И даже если неточно начал, есть время впрыгнуть в действие. Режиссёр Лёша Мурадов говорил на съёмках: у тебя один дубль. А в театре ты сегодня пришёл, завтра, и твой персонаж живёт долго, роль трансформируется, постоянно вносишь в неё что-то новое».

Гостя студии попросили также посоветовать: как научиться испытывать эмоции, которых ты не переживал на самом деле? «Когда я учился в школе-студии, то считал, что нужно испытать, и ходил искал их. Это не всегда было безопасно, – ответил Сергей Шнырёв. – А сейчас думаю: если я играю наркомана, должен ли я пробовать наркотик? Можно открыть сундук без этого, фантазировать, воровать у гениев – не напрямую, от этого трудно потом избавиться, а в плане изобразительного искусства. В импровизации есть ключ, чтобы найти то, чего ты никогда не делал, но для импровизации нужна смелость».

Сергей Шнырёв поделился также своим опытом по поводу того, как найти свой «рисунок» роли, если играешь во втором составе в театре. Он привёл в пример спектакль «Священный огонь» по Сомерсету Моэму, где вначале играл Сергей Безруков. Олег Табаков попросил сыграть эту роль Сергея Шнырёва. «За неделю нужно было вписаться. Было трудно отделаться от “рисунка” Безрукова, так как он очень хорошо сыграл. Я повторялся. И мне помогла… поэзия. В мизансцене мой герой должен был показать язык залу, уехать на каталке, так как он не мог ходить, и умереть. Я сказал, что в финале буду читать стихотворение. Меня это спасло, я поверил в себя, интуитивно поменял “рисунок” роли. Это очень личное высказывание, я сам его нашёл», – признался актёр.

Разговор с Сергеем Шнырёвым получился содержательным и интересным – ведущий передачи, художественный руководитель Лаборатории, актёр театра и кино Максим Линников отметил, что экранного времени для беседы явно не хватило. Онлайн-трансляция лекции велась, как обычно, на портале «Культура.РФ» и на сайте folk-lab.ru. Следующий мастер-класс состоится в апреле. Напомним, начинающие актёры и режиссёры, а также простые зрители могут задавать гостям студии вопросы – для этого нужно следить за анонсами лекций и регистрироваться на сайте Лаборатории.

30.03.2022